Сегодня на многих предприятиях и строительных площадках применяются башенные краны с дистанционным управлением посредством специального пульта. У такого способа управления есть как многочисленные преимущества, так и недостатки с точки зрения безопасности труда.
Управление из кабины крановщика
Крановщик осуществляет полный контроль над краном в течение всего времени, пока он находится в своей кабине. Он в состоянии подмечать первые признаки возможной опасности, дефекты строящегося здания, ржавые конструкции, следить за работой кабельных тележек, (здесь обращаем ваше внимание на то, что купить кабельные тележки можно на сайте [highlighter color=”yellow” ]РемКран[/highlighter]), и принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций.
[box color=”gray” icon=”eye”]Работа в кабине в положении сидя позволяет крановщику обнаруживать опасные движения крана и груза за счет восприятия колебаний и вибраций нижней частью своего тела – органом зачастую более чувствительным, чем электромеханические датчики.[/box]Кран быстрее реагирует на управляющие воздействия, передаваемые по кабелям из кабины крановщика.
Преимущества дистанционного управления
Система дистанционного управления позволяет крановщику удаляться от объекта во время перерыва в использовании крана, выполнять другие работы и тем самым более эффективно использовать свое рабочее время.
Крановщик управляет краном посредством переносного пульта, совершенно автономного в отношении энергоснабжения, что придает ему максимальную степень подвижности. Он может свободно передвигаться по территории стройплощадки или предприятия, находясь в таком месте, откуда обеспечивается наилучшая видимость груза либо препятствий на пути его перемещения.
Применение дистанционного управления также устраняет необходимость в сигнальщиках, работающих вместе с крановщиками, находящимися в кабинах.
Опасности дистанционного управления
[highlighter color=”gray” ]При дистанционном управлении крановщик лишается своей выгодной наблюдательной позиции в кабине крана.[/highlighter]Рукоятки управления дистанционного пульта ограничивают скорость перемещения крана. Современные технологии позволяют выполнить пульт дистанционного управления в уменьшенных размерах и пониженного веса. Оперируя маленькими рукоятками, крановщик может управлять краном с излишней резкостью, что создает избыточную нагрузку на конструктивные элементы кран-стрелу, лебедки, двигатели и даже на стальные фермы башни крана.
Оператор, не сидящий на сидении в кабине, не в состоянии почувствовать вибрации, характерные для надвигающейся опасности. Избыточные механические напряжения могут вести к возникновению трещин в конструкциях, однако более непосредственной опасностью является резонанс, увеличивающий амплитуду колебаний до такой степени, когда она может привести к переворачиванию крана до того, как об этом может поступить сигнал тревоги от соответствующего механизма.
Оператор, находящийся лицом к крану и видящий его как бы зеркально, может перепутать направления движения влево и вправо, в результате чего стрела и груз войдут в столкновение со зданиями, конструкциями или другими кранами.
Внимание крановщика, управляющего краном дистанционно, отвлекается на предупреждение дополнительных факторов опасности (связанных, например, с описанным выше „зеркальным” восприятием), а также на перемещения по стройплощадке. Уровень концентрации внимания такого оператора должен быть выше, чем у его коллеги, управляющего краном традиционным методом из кабины, чей взгляд устремлен преимущественно в одну точку.
Пульт дистанционного управления напоминает бытовой электронный прибор (например, пульт для компьютерных игр) и может попасть в „шаловливые ручонки” случайных людей.
Многие работодатели в промышленном и строительном секторах обучают своих рабочих различных специальностей управлению кранами. При этом оператор крана должен выполнять и другие производственные функции, а краном может управлять время от времени, не поднимаясь в его кабину. В результате может возникнуть пренебрежительное отношение к обязательным процедурам техухода и профилактики, и, как следствие, пострадает безопасность эксплуатации крана.
Выясняется, что многие строительные компании, которые из экономических соображений внедрили дистанционное управление кранами, вынуждены были отказаться от него, так как убытки от аварий вследствие непрофессиональной эксплуатации кранов перевесили ожидавшуюся выгоду, даже с учетом простоя крановщика неработающего крана при традиционном методе управления.
Безопасная и безаварийная работа возможна только при условии надлежащей осведомленности рабочих о факторах опасности и о мерах их предотвращения.
Разработки в области техники безопасности
Новейшие краны с дистанционным управлением передвигаются и останавливаются плавно, вне зависимости от резкости либо плавности выполняемых оператором управляющих манипуляций. Производители систем дистанционного управления разрабатывают их с использованием выключателей с задержкой. В любом случае, пульт и его передающая система должны соответствовать аппаратуре, установленной на кране; недопустимы также замены установленных производителем оригинальных компонентов на другие.