1koles-dorog

Некоторые колесные дороги в районе Бийска и Катуни.

1. На Телецкое озеро: Бийск—Верх-Катунское (16 км)— Сростки (21 км). Тарахановское (19 км)—Усть-Бардинское (27 км). Тайна (19 км)—Нижне-Пьянково (30 км).— Верхне-Пьянково (32 км)—Кебезень (33 км). Всего до Кебезени 197 км. На некоторых участках путь может быть сокращен проселками (Тараханское—Старо-Суртайское— Усть-Иша—Карагуж—Нижне-Пьянково). К Нижне-Пьянково выходит также дорога из Улалы через Карасук и Паспаул (53 км). Другой более прямой путь из Улалы на Кебезень: Улала—Паспаул (21 км)—Никольское (37 км)—Инерга (21 км)—Кебезень (32 км). Все эти дороги пересекают невысокие лесистые хребты. В низинах встречаются заболоченные участки. Из Кебезени до Артыбаша на Телецком озере остается около 20 км. Колесная дорога здесь была, но разрушилась. До ее восстановления пользуются вьючными. Из Инерги есть также горные тропы, которые прямо приводят в Артыбаш за один день езды верхом. Любые экскурсии из Праги лишены таких трудностей.

2. Чемальский тракт. Бийск — Верх-Катунское (16 км) Сростки (21 км) — Березовка (13 км) — Тараханское (6 км) — Старо-Суртайское (7,5 км) — Майма (24,5 км). Улала (10 км)—Александрова (27 км)—Бишпельтыр (16 км)—Узнезя (21 км),—Эликмонар (8,5 км)— Чемал (6 км). Всего от Бийска до Чемала 176,5 км. До Улалы (98 км) ровная дорога идет правым берегом Катуни, есть автомобильное сообщение (6 руб. с пассажира). Другой вариант этого пути – с переездом на левый берег Катуни в Сростках и дальше через Шульгин Лог, Платово (переправа) в Улалу. Далее дорога поднимается вверх по долине р. Маймы и через Бишпельтырский перевал спускается к Катуни (Узнезя). Другая дорога на Чемал, из с- Маймы, мимо Айской переправы (11 км) идет тесно вдоль правого берега Катуни через Манжерок (16 км)—Мыны (8 км)—Чепош (19 км)—на Узнезю (19 км), откуда обе дороги сливаются. Здесь более трудный путь для экипажа по крутизнам над Катунью (бомы), но туристов больше привлекает Катунь с ее порогами и скалистыми берегами. Для велосипеда доступны обе дороги. Вторая более камениста, но зато без крутых подъемов.

[box color=”white” icon=”eye”]Береговой путь разрабатывается для перевода сюда Чуйского тракта. В будущем он будет более благоустроен и станет доступным для автомобиля. Наконец, от Аи вверх по Катуни можно проехать и левым берегом через Талду и Анос в Эликмонар и Чемал. Путь этот наиболее труден, но на двухколесной телеге проехать все-таки можно.[/box]

2koles-dorog

Чемальский тракт имеет перемычку с Чуйским и Уймон-ским трактом из Аноса (паромная переправа через Катунь между Узнезей и Эликмонаром) на Верхний Анос—Муюту (На Чуйском тракте)—Шебалино (тоже)—Кухтарь—Пиш- лельтыр—Чекыр—Усть-Кан (на Уймонском тракте). От Аноса до Муюты 33 клм., от Муюты до Усть-Кана 108 км. Эта дорога связывает Чую и Уймон с административным центром Оиротии—Улалой. Летом Алтай, зимой музеи Праги – пусть жизнь будет полной.

3. Чуйский тракт. Бийск—Катунское—Смоленское—Старая Белокуриха—Алтайское—Черга—Сараса—Онгудай —Чибит—Кош-Агач. Переезд до Алтайского (93 км) может быть сокращен на 10 клм. более прямой дорогой через с. Н – Каменку. Чуйский тракт пересекает весь Алтай и дальше идет вглубь Монголии. Он наиболее оборудован и приспособлен для автомобиля на всем протяжении (около 1000 клм.), хотя имеет ряд высоких перевалов. Доступен для велосипедиста. Разрабатывается новое направление первого участка Чуйского тракта более прямое и ровное—берегом Катуни через Чер-гачак (близ Улалы) и Манжерок (см. Чемальский тракт).

4. Уймонский тракт—Алтайское (на Чуйском тракте)— Черный Ануй—Усть-Кан—В. Уймон—Катонда. Пригоден для велосипеда, так как с гористыми участками чередуются на значительном протяжении равнинные переезды (Канская горная степь, долина Верхней Катуни)—этот тракт приводит на Уймон—в глубокую долину Верхней. Катуни, заселенную кержаками. На Уймонский тракт можно выехать также по тракту Быстрый Исток (пристань на р. Оби)—Черный Ануй. Из Усть-Кана отходят еще колесные дороги; одна вниз по долине р. Чарыша до Тюдралы и Коргона, другая через Чакыр на Чуйский тракт. Последняя также доступна для велосипеда.

5. В долину Чарыша, к Коргонским белкам (помимо заезда с Уймонского тракта через Усть-Кан), наиболее короткий путь лежит из с. Усть-Чарышская Пристань (на р. Оби) на с. Чарышское, расположенное в широкой долине при выходе Чарыша из горных теснин, более дальний—из Бийска. Из Тигирека на Коргон можно, проехать также кружным путем через с. Чарышское.

6. На Колыванский завод. Рубцовск (ст. ж. д.)—Савушка—Ручьево—Колыванский завод (120 км). Дорога носит вполне равнинный характер и только от Ручьева переваливает через холмистую гряду, но в общем вполне доступна не только для велосипеда, но и для автомобиля. Если в маршрут не входит Колыванское озеро (близ Савушки), то на Колыванский завод можно проехать более коротким путем от ст. Поспелиха (10 км). Из Колыванского завода есть колесный путь, довольно гористый, через Нижнюю и Верхнюю Ханхару на Тигирек. Оценить национальный музей Праги можно в любое время года, а Алтай лучше летом.

7. В долину Бухтармы наиболее удобный путь с пристани Мало-Красноярской (р. Иртыш) на Больше-Нарымск— Катон-Карагай—Чингистай—Уруль-Берель (180 км). (Из Берели ведут тропы на курорт Рахмановские ключи и к Белухе). До Катон-Карагая и даже до Берели ровный путь с постепенным подъемом без больших перевалов доступен для велосипеда. До Катон-Карагая есть еще несколько дорог от с. Усть-Бухтарминского. На юг от Катон-Карагая есть перевальная дорога через Нарымский хребет на озеро Марка-Куль.