2cerkvi-ukr

Дерево, как и камень и глина, принадлежит к древнейшим строительным материалам, которые человечество применяло для возведения своих домов, оборонительных укреплений, храмов и других сооружений. Но недолговечность этого материала является причиной того, что памятки деревянного строительства намного уступают сооружениям из камня или даже глины. Поэтому в Реестре мирового наследия ЮНЕСКО преобладают строящиеся памятки архитектуры.

anima-zip-cherch

Первую деревянную памятку Европы – церковь в Урнэсе (Норвегия) внесено в реестр 1978 г. Однако возрастающий интерес к деревянным строительствам, особенно сакральным, задало вопрос о внесении в реестр ЮНЕСКО памяток и из других стран.

1cerkvi-ukr
Деревянная сакральная архитектура Европы делится по способу строительства и формами святынь на несколько зон. Германская и романская часть Европы возведина (фахверковым) способом, в котором деревянный каркас заполнялся или деревом, или кирпичом, камнями или глиной. Скандинавский способ,  в котором основу здания создавали вкопанные в землю деревянные столбы, а вокруг них уже общее сооружение. Славянской Европе присущая [highlighter color=”yellow” ]сруб система[/highlighter], в которой стены сводились из горизонтально положенных венцов брусьев, соединенных между собой замками-вырубками.

3cerkvi-ukr
Еще в начале 1980-х гг. английский исследователь Дэйвид Бакстон опубликовал работу о деревянном строительстве Восточной Европы, впервые введя в научное обращение в мировом культурном контексте малоизвестное восточноевропейское сакральное строительство. В этой работе подчеркнутая уникальность  [highlighter color=”yellow” ]украинского сакрального строительства[/highlighter]. Работа послужила толчком к внесению в Реестр мирового наследства новых деревянных памяток, в частности с Карпатского региона. В конце 1990х гг. руководство ICOMOS даже запланировало проект представления общего списка деревянных церквей из территорий Словакии, Польши, Украины, Венгрии и Румынии. Но не всегда происходит так, как планируется. Румыны, имея большую поддержку среди руководства ICOMOS в лицах выходцев со своей страны, разработали отдельный проект и внесли представленные ими 16 деревянных церквей марамороского типа в Реестр мирового наследства, 8 из которых зачислено к нему в 1999 г.

5cerkvi-ukr
По инициативе европейского бюро ICOMOS во Львове сформировалась группа специалистов, которая предложила ряд церквей Карпатского региона для того, чтобы собрать на них документацию и подать в реестр. Был предоставленный грант на проведение исследований и выполнения замеров 12 объектов, которые должны были репрезентовать полный спектр украинского сакрального строительства указанной территории – Львовщины, Ивано-Франковска, Закарпатья и Буковины. Выбранные церкви отображали все основные типы сакрального строительства украинских Карпат и Прикарпатья XVI-XVIII.

[box color=”yellow” icon=”information”]Для представления этих материалов, в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО от Украины необходимо было обращение центрального правительственного органа из Киева. И здесь возникли проблемы. Некоторые специалисты с Львова и Киева считали, что вносить в реестр необходимо наилучшие церкви по всей Украины, то есть, чтобы были репрезентованые не только церкви карпатских типов, но и подольские, волынские, поднепровские, слобожанськие и т.п. И первую поддонную документацию, просто отложили в сторону, так ничего и не решив – вопрос повис в воздухе… [/box]

Спустя годы, польская сторона обратилась к украинской с предложением разработать общий  реестр церквей  Польши и Украины. Группа специалистов из Польши (Варшава) и Украины (Львов, Киев) осуществила объезд и сделала обзор свыше пятидесяти церквей на территории Украины и Польши. Сразу хочется отметить преимущественно отличное, если не прекрасное, состояние бывших [highlighter color=”black” ]украинских церквей[/highlighter] в Польше. Церкви имеют опрятный вид, преимущественно первоначальное гонтовое покрытие, часто отреставрированные иконостасы и даже стенопись. Что, к сожалению, нельзя сказать о церквях в Украине. Почти все действующие святыни имеют нехарактерное внешнее покрытие (бляха, часто пластик), обезображенные богомазами стенописи и иконостасы, преимущественно уничтоженное окружение (вырезанные деревья, измененные материалы ограждения). И все же, после тяжелых дискуссий,  подобрали и предложили по восемь церквей с обеих государств, над которыми надо работать, чтобы возвратить им аутентичность и сформировать пакет документов.

Но, несмотря на определенные трудности, есть надежда вынести наше национальное наследство на мировой уровень. Уровень, на который она заслуживает.