Для строительства, которое отличается большой разбросанностью объектов, значение транспорта, погрузочно-разгрузочных работ есть определяющим. Их частица в составе стоимости строительно-монтажных работ достигает до 30%. Грузы на объекты строительства перевозят железнодорожным, автомобильным и тракторным транспортом, чаще всего для правильной транспортировки применяют специальную тару: деревянные поддоны, брус. В строительстве широко применяется автомобильный транспорт, как наиболее маневренный. Железнодорожный транспорт используется при наличия путевых путей для транспортировки грузов к составам производственных баз. На близкие расстояния и в пределах строительной площадки, особенно при бездорожье, строительные грузы перевозят тракторами.
Строительные грузы разделяют на такие виды:
• порошковидные (цемент, известь);
• сыпучие (песок, щебни, гравий);
• искусственные ( плиты, блоки, перемычки);
• длинномерные ( балки, фермы, трубы);
• крупногабаритные ( блок- комнаты, санитарно-технические кабины);
• тестообразные (раствор, бетон, асфальт);
• редкие (мазут, бензин, вода).
По назначению транспорт делят на внешний и внутренний.
Внешний транспорт обеспечивает перевозку грузов на строительную площадку путями общего пользования; внутренний – перевозка грузов на территории строительной площадки. На выбор вида транспорта влияет интенсивность и расстояние перевозок, транспортабельность грузов, рельеф местности, наличие и состояние дорог, себестоимость перевозок. Интенсивность перевозок характеризуется грузовым оборотом и грузопотоком. Грузовой оборот – это общее количество тонн грузов, которые перевозятся из места получения на объект за известный промежуток времени (время, месяц, год). Грузопоток – это количество тонн грузов, которые перевозятся данным участком пути за единицу времени. Транспортабельность – это способность груза в процессе перевозки сохранять свои первичные свойства. Транспортные работы организационно связанные с погрузочными и разгрузочными роботами составляют единый комплексный процесс, от правильной организации которого зависит эффективность строительно-монтажных работ.
Автомобильный транспорт как наиболее распространенный в строительстве согласно видам грузов и их транспортабельности по назначению делят на: транспорт общего назначения (бортовые автомобили, автомобили с полуприцепами) и специализированный (автосамосвалы, цементовозы, плитовозы, панелевозы и т.п.).
Автомобильный транспорт перевозит грузы путями, которые классифицируют по назначению, сроком службы, интенсивностью движения. Автомобильные пути классифицируют по назначению: дороги общегосударственной дорожной сети и внутрихозяйственные автомобильные дороги в пределах населенных пунктов, на территории сельскохозяйственных предприятий и других учреждений. По сроку службы дороги бывают постоянными и временными. За интенсивностью движения дороги общего пользования делят на 5 категорий, а внутрихозяйственные – на 3 категории. Радиусы закругления дорог зависят от маневровых возможностей автомашин, но не должны быть меньшими 12 м, ширина проезжей части путей – 3,5 м при движении транспортных средств в одном направлении и 6 м при движении в двух направлениях.