Украина лишь на 43% может обеспечить потребность в топливе за счет своих национальных ресурсов. В то же время промышленность Украины ежегодно тратит 3 млрд. кВт год электрической энергии.
Осуществление государственной политики Украины по вопросам экономии ТЭР подтверждается принятием закона Украины « Об энергосбережении», каким установлены правовые, экономические, социальные и экологические основы энергосбережения для всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории Украины, а также для всех граждан.
Согласно Закону, основные принципы государственной политики энергосбережения следующие:
– создание экономических и правовых условий заинтересованности в энергосбережении юридических и физических лиц;
– осуществление государственного регулирования деятельности в сфере энергосбережения на основе применения экономических, нормативно-технических образов управления;
– научное обоснование стандартизации и нормирование использования;
– соблюдение энергетических стандартов и нормативов при использовании топлива и энергии;
– популяризация экономических, экологических и социальных преимуществ энергосбережения, повышение общественного познавательного уровня в этой сфере;
– решение проблем энергосбережения вместе с реализацией энергетической проблемы Украины, а также на основе широкого межгосударственного сотрудничества.
Рядом с общими положениями о государственном регулировании энергосбережения в Украине, в Закон вошли такие разделы:
– экономический механизм энергосбережения;
– стандартизация и нормирования в сфере энергосбережения;
– экспертиза по энергосбережению;
– контроль в сфере энергосбережения и ответственность за нарушения данного Закона.
Для разработки механизма реализации этого Закона, в Украине создан Государственный комитет по энергосбережению.
Согласно данной программе, идея энергосбережения заключается в том, чтобы уменьшить затраты путем:
– проведение жесткого режима экономии в жилищно-коммунальном секторе и других областях народного хозяйства;
– широкого использования энергосберегающих машин и технологий;
– проведение структурной перестройки экономики и рационального ценообразования на энергоносителе.
Предполагается также рост производства собственных энергоносителей вследствие:
– увеличение собственного добывания (нефть, газ, уголь);
– развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
– сохранение действующих мощностей атомных электростанций и введения в действие новых;
– создание ядерного топливного цикла.
В сфере материального производства заложено снижения удельных затрат топлива и энергии на единицу продукции, уменьшение частицы энергоемких областей производства.
Контроль за рациональным использованием электрической и тепловой энергии у потребителей, независимо от их ведомственного подчинения и форм собственности осуществляется органами Государственного энергетического надзора Украины. В систему органов Государственного энергетического надзора входит:
– Главная государственная инспекция Украины из энергетического надзора;
– Структурные подразделы государственного энергетического надзора, которые находятся в энергосберегающих организациях Министерства энергетики и электрификации Украины (производственные электрические объединения; предприятия электрических сетей, районы электрических сетей).
Основные задачи органов Государственного энергетического надзора Украины:
– контроль за соблюдением потребителями лимитов и режимов потребления электрической и тепловой энергии;
– контроль за техническим состоянием электрических и тепловых установок;
– контроль за соблюдением требований государственного стандарта к качеству электрической и тепловой энергии;
– контроль за выполнением мероприятий по энергосбережению;
– контроль за наличием и правильностью учета электрической и тепловой энергии.
В структуре Министерства энергетики и электрификации Украины приказом от 13.04.94 созданн Национальный Центр Энергосбережения Украины, главная цель которого – комплексное управление и координирования деятельности в сфере сохранения энергоресурсов, проведение единой инновационной и научно-технической политики области в этом направлении.
В области капитального строительства вопрос энергосбережения положен на Государственный комитет градостроительства. Основные направления политики энергосбережения в строительстве:
– переход массового строительства на выпуск и применение тепло эффективных конструкций и материалов;
– внедрение энергосберегающих систем инженерного оборудования, которые базируются на регулировании и учете затраты энергоресурсов с обеспечением необходимой нормативно-методической базы и проектных решений;
– снижение ресурсоемкости производства;
– внедрение жестких мероприятий по экономии энергоресурсов.
Практически завершенная разработка «Государственной научно-технической программы в жилом и общественном строительстве», которая определяет приоритетные направления энергосбережения, которое обеспечивает:
– быструю окупаемость вложенных инвестиций;
– значительное сокращение затраты топлива на отопление;
– дальнейшее повышение теплозащитных качеств конструкций зданий и сооружений;
– внедрение приборов регулирования и учета потребления тепла, горячей воды и газа;
– комплексная модернизация в направлении энергосбережения технических и схемных решений систем теплоснабжения;
– использование нетрадиционных (возобновляемых) источников энергии.
Таким образом, в условиях обострения мирового энергетического и экологического кризиса, повышение энергетической эффективности как строительства и жилищно-коммунального сектора, так и промышленности – это огромный потенциал усиления народного хозяйства Украины, а также возможность роста рабочих мест и минимизация негативных последствий влияния энергетики на окружающую среду.